• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

ИнАгИс, Фонд «Иннопрактика» и МГУ провели панельную дискуссию «Аграрное образование в России» в рамках 6-го конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес»

Институт аграрных исследований в рамках 6-го конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес», организованного совместно с Фондом «Иннопрактика» и МГУ имени М.В Ломоносова, провел панельную дискуссию «Аграрное образование в России: как вернуть большую науку в аграрные вузы?»

ИнАгИс, Фонд «Иннопрактика» и МГУ провели панельную дискуссию «Аграрное образование в России» в рамках 6-го конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес»

Панельная дискуссия проходила 10 декабря 2019 г в рамках секции HR-территория: «Культура и образование». Обсуждались два блока вопросов:

·         «Аграрное образование в России: как вернуть большую науку в аграрные вузы?»

·         «Аграрное образование в России: как готовить будущих студентов. Опыт ведущих вузов»

Системы высшего профессионального сельскохозяйственного образования в странах мира сильно различаются, что связано с национальными традициями развития аграрных вузов, особенностями систем высшего образования в целом, возможностями для выпускников найти достойно оплачиваемую работу на производстве.

В России в настоящее время ощущается нехватка квалифицированных кадров традиционных специальностей для АПК (агрономов, ветеринаров, специалистов по кормлению животных). Кроме того, современная жизнь формирует и необходимость обучения студентов по новым специальностям, актуальным для инновационного развития сельского хозяйства и снижения импортозависимости в этой сфере. К таким специальностям можно отнести генетиков в животноводстве и растениеводстве, специалистов по цифровизации сельского хозяйства, микробиологов и других.

В первой части панельной дискуссии обсуждались ключевые задачи аграрного образования, которые ставит перед ВУЗами современный сектор АПК в России, мировой опыт, возможности и практика сотрудничества бизнеса и ведущих аграрных ВУЗов по проведению совместных стажировок, обучающих программ для студентов и преподавателей, требования инновационных проектов, пилотные программы научно-технического развития ВУЗОв.
 
Модератором дискуссии выступила Серова Евгения Викторовна – директор Института аграрных исследований НИУ ВШЭ.  

Увайдов Максим Иосифович - заместитель министра сельского хозяйства рассказал о перспективах развития аграрного образования в России с учетом требований современного агропромышленного комплекса, прокомментировал существующие показатели эффективности работы Вузов и решение о сохранении и модернизации опытно-промышленной базы ВУЗов для практических занятий студентов, принял участие в обсуждение предложений бизнеса и ВУЗов по формату и продолжительности стажировок, новым специальностям, уровню подготовки выпускников.
 
Трухачев Владимир Иванович – ректор Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева поделился практическим опытом по повышению качества и престижности аграрного образования в Ставропольском крае – одном ведущих регионом по производству и экспорту сельского-хозяйственной продукции. В крае значительная доля населения проживает в сельской местности (около 42% против 25% в среднем по стране). Он рассказал про перспективы модернизации МСХА им К.А. Тимирязева и обсудил с представителями компаний «ФосАгро», «Мираторга», «Эконивы» совместные проекты.
 
Большой интерес вызвало выступление Морева Бориса Александровича, руководителя корпоративной Академии «Эконива – АПК Холдинг» о проведении совместных стажировок и обучающих программ с аграрными вузами России. Сейчас соглашения подписаны с 31 ВУЗом. В этом году 1433 человека прошли практическое обучение на предприятиях «Эконивы», курсы повышения квалификации, участвовали в студенческих отрядах МоСт, недельных Академиях по животноводству и агрономии, а 186 специалистов были приняты на постоянную работу.

Вторая часть панельной дискуссии «Аграрное образование в России» была посвящена довузовскому образованию, программам агроклассов, которые ведут в школах преподаватели ВУЗов (опыт Воронежского ГАУ им Петра 1, ГАУ Северного Зауралья, Рязанской области и др), профориентации, детским экологическим программам (экопатруль для школьников), потребности сельского хозяйства и пищевой промышленности в специалистах по биоэкономике и устойчивому сельского хозяйству (выступления Саратцевой Е.А, зам. руководителя «Роскачество» и  Радионовой С.Г. руководителя «Росприроднадзора» Модератором секции выступил Мажуга Александр Георгиевич - ректор РХТУ имени Д.И. Менделеева.

По результатам обсуждения были сформулированы следующие предварительные рекомендации для повышения качества и престижа высшего сельскохозяйственного образования в России:

1.    Необходимо постепенное разделение сельскохозяйственных вузов на два уровня – исследовательские и «производственные». Критерии для отнесения вузов к первому – более высокому уровню должны быть достаточно жесткими (высокая научная репутация и публикационная активность преподавателей, спрос на выпускников, международные связи). Исследовательских университетов не должно быть много, достаточно нескольких сильных вузов с сильными традициями. Они должны работать на всю страну, поэтому их размещение не привязано жестко к сельскохозяйственным районам.

2.   «Производственные» университеты должны прежде всего покрывать потребность в специалистах тех сельскохозяйственных районов, на территории которых они находятся. Соответственно, должна строиться подготовка выпускаемых ими специалистов.

3.   Необходима реформа системы среднего профессионального сельскохозяйственного образования, которое должно стать подготовительной ступенью для высшего профессионального сельскохозяйственного образования.

4.   Отдельное внимание необходимо уделить работе со школами, формированию профильных агроклассов, информированию как потенциальных абитуриентов, так и их родителей о технологиях современного сельского хозяйства, повышению престижности профессии и уровня подготовки поступающих в аграрные ВУЗы.

5.   Необходимо обновление программ сельскохозяйственных вузов с учетом лучших мировых практик.

6.   Необходимо расширение спектра академических программ в сельскохозяйственных вузах за счет разработки и внедрения направлений подготовки, соответствующих включенности сельскохозяйственного производства в цепочки добавленной стоимости, интеграции в цифровую среду, рационального природопользования.

Панельная дискуссия. Часть 1. Секция 1. HR-территория: «Культура и образование»

 

Тема выступления

 

Основные задачи аграрного образования в РФ: мировой опыт и российская действительность.

Увайдов Максим Иосифович, заместитель министра сельского хозяйства РФ

 

Как вернуть науку в аграрные вузы: современные стандарты обучения и новые специальности? (PDF, 1.60 Мб) 

Трухачев Владимир Иванович, ректор Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева

 

Перспективы развития аграрного образования в Воронежской области с учетом требований агробизнеса.

(PDF, 1.15 Мб) 

Попов Алексей Юрьевич, департамент аграрной науки Воронежской области, зам руководителя - начальник отдела переработки и реализации сельхозпродукции

 

Опыт сотрудничества и проведения совместных стажировок и обучающих программ с аграрными вузами в России. (PDF, 2.21 Мб) 

Морев Борис Александрович, руководитель корпоративной Академии «Эконива – АПК Холдинг»

 

Зеленая химия»: как синхронизировать потребности промышленных компаний с возможностями аграрных вузов.

(PDF, 2.46 Мб) 

Левин Борис Владимирович, заместитель руководителя аппарата генерального директора «ФосАгро»

 

Генотипирование и расшифровка генома животных: профессии будущего. (PDF, 2.86 Мб) 

Елаткин Николай Павлович, Руководитель лаборатории генетики компании «Мираторг»

 

Как вернуть науку в аграрные вузы: программы научно-технического развития ВУЗОв на примере пилотного проекта на базе Воронежского аграрного университета им Петра 1. (PDF, 938 Кб) 

Орлова Надежда Владимировна, заведующая отделом экономики инновации Института аграрных исследований НИУ ВШЭ.

 

Панельная дискуссия. Часть 2. Секция 1. HR-территория: «Культура и образование» 

 

Тема выступления

 

Новый формат бизнеса и образования. Опыт создания агробиотехнопарка в Рязанской области.

Любимов Николай Викторович, губернатор Рязанской области

 

Программы довузовской подготовки генетика и биотехнологии.

Авдеенко Владимир Николаевич, руководитель Департамента развития агро- и биотехнологий «Иннопрактики»

 

Национальная стратегия экологического образования в России.Национальная стратегия экологического образования в России. (PDF, 3.16 Мб) 

Радионова Светлана Геннадьевна, руководитель Росприроднадзора

 

Направления подготовки кадров для органического и интегрированного сельского хозяйства. (PDF, 6.03 Мб) 

Саратцева Елена Александровна, заместитель руководителя Роскачество

 

Аграрные вузы и школа: как готовить школьников к будущим профессиям?

Дерканосова Наталья Митрофановна (PDF, 3.34 Мб) , проректор по учебной работе Воронежского аграрного университета имени Петра Первого, д.т.н.

Бойко Елена Григорьевна (PDF, 2.32 Мб) , ректор Государственного аграрного университета Северного Зауралья, к.б.н.

 

Эффективная модель профориентационной работы с учетом экономических потребностей региона в аграрном секторе (PDF, 1.13 Мб) 

Бышов Николай Владимирович, Ректор Рязанского государственного агротехнологического университета, д.т.н.

 

Программы экологического патруля для школьников. Новые формы повышения престижности аграрного и экологического образования. (PDF, 582 Кб) 

Менников Владимир Евгеньевич, Директор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Федеральный детский эколого-биологический центр»

 

Ценностный Атлас России: ценностно-мотивационные приоритеты сельской молодежи России, ее личностного и профессионального самоопределения.

Подольский Андрей Ильич, руководитель департамента развития человеческого ресурса «Иннопрактики»

 

 

Время

Тема выступления

 

Новый формат бизнеса и образования. Опыт создания агробиотехнопарка в Рязанской области.

Выступающий:  Любимов Николай Викторович, губернатор Рязанской области

 

Программы довузовской подготовки генетика и биотехнологии.

Выступающий: Авдеенко Владимир Николаевич, заместитель директора дирекции стратегических партнерств «Иннопрактики

 

Национальная стратегия экологического образования в России.

Выступающий: Радионова Светлана Геннадьевна,руководитель Росприроднадзора

 

Направления подготовки кадров для органического и интегрированного сельского хозяйства.

Выступающий: Саратцева Елена Александровна, заместитель руководителя Роскачество

 

Аграрные вузы и школа: как готовить школьников к будущим профессиям?

Выступающий Дерканосова Наталья Митрофановна, проректор по учебной работе Воронежского аграрного университета имени Петра Первого, д.т.н.

Выступающий: Бойко Елена Григорьевна, ректор Государственного аграрного университета Северного Зауралья, к.б.н.

 

"Эффективная модель профориентационной работы с учетом экономических потребностей региона в аграрном секторе"

Выступающий: Бышов Николай Владимирович, Ректор Рязанского государственного агротехнологического университета, д.т.н.

 

Программы экологического патруля для школьников. Новые формы повышения престижности аграрного и экологического образования.

Выступающий: Менников Владимир Евгеньевич, Директор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Федеральный детский эколого-биологический центр»

 

Ценностный Атлас России: ценностно-мотивационные приоритеты сельской молодежи России, ее личностного и профессионального самоопределения.

Выступающий: Подольский Андрей Ильич, руководитель департамента развития человеческого ресурса «Иннопрактики»