• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сотрудники ИнАгИс представили результаты мониторинга состояния сельских территорий на Научно-Техническом Совете в Минсельхозе России

11 декабря Директор по аграрной политике ВШЭ Евгения Викторовна Серова выступила с основным докладом.

Проведённый в 2018 году мониторинг состояния сельских территорий Российской Федерации показал, что основные демографические тренды в 2018 году пока переломить не удалось: происходит старение сельского населения, рождаемость в сельской местности падает и начиная с 2015 года стала ниже, чем в городе, не удаётся остановить миграцию из села в город. Общий коэффициент смертности, коэффициенты младенческой и смертности в трудоспособном возрасте в сельской местности всё ещё остаются выше, чем в городе. Между городом и селом сохраняется разрыв в продолжительности жизни в два года. Однако есть и обнадёживающие изменения. Средняя ожидаемая продолжительность жизни населения России растёт, начиная с 2006 года - 71,1 год для сельского населения и 73,4 года – для городского. Коэффициент младенческой смертности в последние годы существенно снизился как в сельской, так и в городской местности. Гендерное соотношение в сельской местности более сбалансировано, чем в городе.

Изменилась структура потребления продуктов питания сельского населения: снизилось потребление мяса и молока, но выросло – овощей и бахчевых культур, фруктов и ягод, яиц. Положительным стало также сокращение потребления хлеба, картофеля и сахара.

Отставание оплаты труда в аграрном секторе от средней по экономике медленно, но сокращается, хотя это и не играет такой большой роли, как раньше, так как доля сельского хозяйства как основного места занятости для селян сокращается и составляет менее 20%.  В то же время высокими темпами растет занятость в торговле, сфере услуг, образовании, появляются новые рабочие места с удалённой занятостью. Однако уровень диверсификации сельской экономики остаётся низким, и, хотя в 2018 году зафиксировано значительное сокращение общего уровня безработицы среди сельского населения, он превосходит городской в 1,8 раза.

Сельские территории характеризуются более низким уровнем развития социальной и инженерной инфраструктуры по сравнению с городскими поселениями. Особенно тяжелая ситуация складывается с доступностью качественного медицинского обслуживания, качественных образовательных услуг, доступностью транспортной инфраструктуры. По обеспеченности медицинскими организациями и кадрами сельская местность значительно отстает от городских территорий. Однако в последние годы на селе получают развитие новые формы медицинского обслуживания: кабинеты врача общей практики, в том числе с использованием телекоммуникаций, мобильные медицинские бригады, специальные пункты медицинской помощи на базе домашних хозяйств, члены которых прошли специальный инструктаж по оказанию первичной помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях.

В рамках мониторинга были проведены три типа опросов - два выборочных опроса сельского населения и студентов различных вузов, а также экспертный опрос.  Выборочные опросы показали, что наиболее существенным для жизни в сельской местности и для сельских жителей, и для молодых специалистов являются достойная занятость, жилье и устойчивый интернет. Опрос сельских жителей показал, с одной стороны, низкий уровень информированности о Госпрограмме комплексного развития сельских территорий, с другой, их довольно высокую готовность участвовать в разработке и реализации коллективных проектов по улучшению жизни (более половины опрошенных готовы участвовать лично). Семь процентов опрошенных готовы участвовать и в софинансировании таких проектов. Высокий потенциал реализации местных инициатив связан с проектами благоустройства сельской территории, здравоохранения и образования детей.

В этой связи дальнейшие направления государственной политики должны фокусироваться на:
- проведении информационной кампании по привлечению инициативных групп к реализации местных проектов;
- подготовке научно-обоснованного обеспечения реализации Госпрограммы, начиная от диагностики стартовых условий и идентификации социально-экономических проблем, до обоснования стратегических направлений, целевых установок и вариантов развития сельских территорий.
- обновление стандартов обеспечения сельского населения услугами социальной и инженерной инфраструктуры с учетом новых технологических достижений и разработку критериев выбора размещения объектов инфраструктуры совместно с соответствующими федеральными органами государственной власти;
- расширение и облегчение доступа сельского населения к государственным услугам, в том числе на основе сети АО «Почта России»:
- сбор и распространение информации по наилучшим проектам, осуществленным в рамках Госпрограммы;
- льготное ипотечное кредитование жилищного строительства в сельской местности;
- выделение во всех Национальных проектах России в 2019-2024 гг. доли мероприятий и их финансирования, реализуемых на сельских территориях и в интересах сельских территорий;
- решение проблемы финансирования оказания медицинских услуг в сельской местности в рамках проектов телемедицины через ОМС;
- упорядочение предоставления льгот по тарифам для альтернативной энергетики в сельской местности.

При разработке нормативов инженерного обустройства сельских территорий необходимо ориентироваться на обеспечение энергосбережения, вовлечение в топливно-энергетический баланс нетрадиционных возобновляемых видов энергии (ветра, солнца, малых рек, геотермальных вод и т.д.), развитие экономичных автономных систем инженерного оборудования жилых и общественных зданий.

Вся концепция государственной политики в сфере сельского развития должна основываться на местных проектах, представленных гражданами (причем как сельскими, так и городскими), муниципальными образованиями, бизнесом, некоммерческими организациями или объединениями всех поименованных.  Это гарантия того, что государственная поддержка пойдёт в наиболее эффективные точки.

Серова Е.В., Наумов А.С., Янбых Р.Г. "О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2018 году"  (PPTX, 2.76 Мб)