• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сотрудники ИнАгИс приняли участие в онлайн-сессии Комитета по сельскому хозяйству ОЭСР

Сотрудники ИнАгИс приняли участие в онлайн-сессии Комитета по сельскому хозяйству ОЭСР

фото: сайт ФАС.

На сессии обсуждалась программа проектов и бюджета (PWB) комитета по сельскому хозяйству (COAG) на 2021-2022 годы.

Обсуждались три основных направления работы Комитета: (1) политика в области продовольствия и сельского хозяйства; (2) агропродовольствие, торговля и развитие; (3)  устойчивость сельского хозяйства (и рыбного промысла).  

Отдельно обсуждался вопрос влияния пандемии на развитие рынков и сельское развитие. Существует вероятность, что в дальнейшем потребуется перенаправить значительную часть ресурсов в PWB 2021-22 на исследования, связанные с COVID-19, или что приоритеты Комитета изменятся в связи с неожиданными экономическими обстоятельствами. Это может привести к тому, что некоторые проекты, которые должны завершиться в ближайшие два года, будут перенесены на следующие два года или вовсе прекращены.  

Кроме того, по итогам онлайн-сессии Комитета эксперт ИнАгИс Ольга Шик подготовила аналитическую записку на тему «Расходы бюджета на сельское хозяйство в РФ и странах ОЭСР» (PDF, 527 Кб).

Информация о мероприятии была размещена также на сайте Центра взаимодействия с ОЭСР ВШЭ.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТОВ

3.2.1 Политика в области продовольствия и сельского хозяйства

3.2.1.1 Мониторинг и оценка мер политики в сельском хозяйстве

3.2.1.1.1 Измерение, мониторинг и анализ мер политики (два ежегодных доклада, две обновленные базы данных, две встречи с IO Consortium)

В этом проекте продолжается работа над наиболее важным докладом Комитета – Докладом по мониторнигу и оценке. Мониторинг мер политики в ответ на пандемию COVID-19, изначально представленный в докладе 2020 года, будет продолжен в издании 2021 года. В докладе акцент будет сделан на различиях между затратами на общественные блага и товары частного потребления, а также на экологических показателях в секторе.  

3.2.1.1.2 Меры политики для продуктивной, устойчивой и способной к быстрому восстановлению продовольственной системы (один обновленный справочный документ, две встречи FLAN, две встречи TFPN)

Цель проекта состоит в проведении подробного анализа на национальном уровне, с сохранением сопоставимости по странам, по таким критериям как продуктивность, устойчивость, способность к быстрому восстановлению. Кроме того, будут выявлены причины наиболее и наименее успешных политических подходов. 

3.2.1.1.3 Обзоры стран

С 2015 года данный проект осуществляется уже в 12 странах. Дальнейшая работа заключается в привлечении новых стран. Основная задача – определить меры политики, которые подойдут наилучшим образом в зависимости от особенностей страны или региона для повышения продуктивности, устойчивости и способности к быстрому восстановлению в данном секторе. Одним из кандидатов на 2021-22 гг. является Евросоюз.

Инновации и структурные изменения

3.2.1.2.1 Меры политики по усилению человеческого капитала и способствованию структурным изменениям (два доклада)

Многие страны сталкиваются со сложностями в развитии и обновлении кадрового капитала в данном секторе, в том числе, в связи со старением населения и проблемами в привлечении и удержания кадров в сельской и часто удаленной местности. В данном проекте исследуются ключевые политические рычаги, которые позволят увеличить человеческий капитал в этом секторе, включая консалтинговые услуги, тренинги и повышение квалификации (включая онлайн-обучение), а также кадровую политику.

3.2.1.2.2 Цифровые технологии для реализации мер политики в сфере сельского хозяйства (два доклада)

В этом проекте изучаются возможности и вызовы, которые появляются в продовольственной системе благодаря переходу на цифровые технологии. В частности, доступные цифровые инструменты позволяют правительствам разрабатывать меры политики, основанные на больших объемах данных, что будет способствовать получению более высоких результатов.

3.2.1.3 Способность к быстрому восстановлению и управление рисками

3.2.1.3.1 Меры политики для управления рисками и укрепления способности к быстрому восстановлению (три доклада)

Во-первых, проект будет направлен на поиск более точных показателей способности к быстрому восстановлению в сельском хозяйстве и продовольственных системах. Во-вторых, проект будет посвящен оценке инструментов политики с точки зрения готовности сельского хозяйства справляться с долгосрочными рисками. В-третьих, в проекте начнется исследование связи между мерами политики, рынками и разнообразными рисками, включая системные, такие как вызванные изменением климата или пандемией COVID-19.

3.2.2 Агропродовольствие, торговля и развитие

3.2.2.1 Рыночная информация и анализ рынков

3.2.2.1.1. Среднесрочные перспективы для мер политики в сельском хозяйстве и сельскохозяйственных рынков   (две ежегодные публикации, две конференции World Outlook, одна встреча Aglink-Cosimo Users Group, одно обновление документации Aglink-Cosimo)

В ежегодном докладе ОЭСР-ФАО Agricultural Outlook проводится анализ основных факторов изменений на мировых рынках, оисываются последствия этих изменений для экономической политики,  а также предлагаются инструменты для оценки воздействия и планирования мер политики.

3.2.2.1.2 Проблемы развивающихся рынков и политики (серия отчетов о вероятном развитии событий или оперативные сводки и ежемесячные публикации в AMIS)

В проекте 2021-22 гг. основные усилия будут направлены на своевременные консультации относительно новейших экономических тенденций и влиянии политических мер на грядущие события. Особое внимание будет уделяться мерам, направленным на борьбу с пандемией COVID-19.

3.2.2.2 Глобальные продовольственные системы

3.2.2.2.1 Возникающие проблемы и меры политики, основанные на фактах, в глобальных продовольственных системах (один доклад, анализ сценария и набор сводок, две встречи Food Chain Analysis Network)

Комитетом уже описаны показатели глобальных продовольственных систем, а также вызовы при разработке согласованных мер политики для обеспечения продовольственной безопасности и питания, благосостояния и рационального использования природных ресурсов. Этот проект продолжится в 2021-2022 гг. и будет включать в себя такие аспекты, как способные к быстрому восстановлению продовольственные системы и хорошо отлаженные сбытовые цепочки перед угрозой системных потрясений, например, COVID-19.

3.2.2.2.2. Тематические вопросы (один доклад)

Исследование, посвященное упрощенной маркировке продуктов питания.

3.2.2.3.1 Усиление предсказуемости рынков агропродовольственной продукции (три доклада, набор сводок)

Проект посвящен влиянию санитарных и фитосанитарных мер, а также таких пограничных мер, как тарифы и квоты, на доступ к рынкам. Торговые издержки способны оказывать сильное влияние на характер торговли и смещать издержки, что может приводить к неопределенности, а также влиять на решения об инвестировании. Дополнительный анализ может показать, как затраты на морские перевозки влияют на торговлю зерном и масличными культурами, а также как торговая политика (тарифы на импорт, налоги на экспорт и т.д.) влияют на торговые издержки, и как эти издержки изменились из-за пандемии COVID-19.

3.2.2.3.2 Смягчение последствий экстремальных событий посредством торговли (один доклад)

Экстремальные погодные условия и вспышки эпидемии, например, COVID-19 и африканская чума свиней, приводят к неопределенности на сельскохозяйственных рынках и в торговле. Однако, в свою очередь, сельскохозяйственная торговля способна помочь разрешить проблемы, связанные с поставкой продовольствия и безопасностью. В проекте будут рассмотрены последствия для распределения продовольствия и продовольственной безопасности, а также положительные и отрицательные экологические последствия с учетом выбросов парниковых газов.

3.2.3 Устойчивость сельского хозяйства (и рыбного промысла)

3.2.3.1 Меры политики для улучшения экологических показателей

3.2.3.1.1 Стимулирование использования агро-экологиеских индикаторов и аналитических инструментов (один доклад)

Данный проект посвящен тому, как наиболее эффективно сочетать агро-экологические индикаторы и аналитические инструменты, чтобы предоставлять данные для политических решений на национальным уровне, а также обеспечить сопоставимость на международном уровне. 

3.2.3.1.2 Меры политики, способствующие секвестрации углерода (одиндоклад)

Данный проект посвящен изучению политических мер, способствующих секвестрации углерода в сельском хозяйстве, лесоводстве и землепользовании.

3.2.3.1.3 Целевая политика, направленная на улучшение экологических последствий (один доклад)

Данный проект посвящен оценке отказа от мер сельскохозяйственной политики, вмешивающихся в рынок, и применения мер политики в области экологии (например, по сокращению выбросов) в комплексе.

3.2.3.2 Сельское хозяйство, торговля и устойчивость  

3.2.3.2.1. Согласование мер политики в области сельского хозяйства, торговли и экологии (один доклад)

В данном проекте будут рассмотрены альтернативные подходы к политике, которые преследуют экологические цели для сельскохозяйственного сектора и при этом способствуют функционированию международных сельскохозяйственных рынков. Данный проект делает особый акцент на мерах по решению экологических проблем в сельском хозяйстве, в частности снижению парниковых газов и регулированию использования пестицидов.

Эксперты ИнАгИс уже участвуют в  реализации проекта ОЭСР «Мониторинг и оценка аграрной политики» (Agricultural PolicyMonitoring and Evaluation) и составлении краткосрочного и среднесрочного прогноза аграрных рынков (Market Information and Analysis) при помощи модели AgLink на основе базы данных AMIS. Началась работа по наполнению российского блока модели ОЭСР по оценке влияния аграрной политики на доходы сельхозпроизводителей и потребителей (Policy Evaluation Model - PEM).